В нашей культуре очень мало источников, которые говорят о закономерностях жизни взрослого человека.
Жизнь человека - это развитие от инфантильности к зрелости, которое проходит определенные стадии. На каждой стадии личность должна решить определенные возрастные задачи, которые позволят ей еще на шаг приблизится к зрелости.
Кризис - это время качественного изменения, которое позволяет перейти человеку на новый уровень развития.
В момент кризиса меняется и переосмысливается вся предыдущая жизнь: ценности, возможности, желания. Происходит преобразование старого видения мира, отношения к себе и другим людям.
При этом, в первую очередь сам человек и окружающие замечают его негативные проявления - старое разрушается, а новое еще не построено, возникают вопросы, на которые пока нет ответов. Именно этот феномен так пугает. И того, кто проходит через кризис и его близких, которые привыкли к определенной модели взаимодействия и сложившемуся укладу жизни.
Человек старается не замечать, что ситуация поменялась, не замечать своего состояния, хотя и чувствует себя в этот момент несчастным. Вместо переосмысления, старается "просто переждать" или ограничиться внешними изменениями - сменой работы, страны или семьи, уходом в трудоголизм или алкоголизм. Иногда подобное поведение может затянуть кризис, усложнить переход к созиданию нового.
Кризисы подразделяются на возрастные - они связаны с возрастными задачами, и ситуативные - которые определяются наступлением определенных жизненных обстоятельств.
Такими жизненными обстоятельствами могут быть: профессиональные изменения, травматическая или эмоционально тяжелая ситуация, переход семьи на новую ступень жизненного цикла, духовные искания.
Успешное проживание кризиса характеризуется:
Пониманием, что ощущение неблагополучия - это симптом и нужно искать причину происходящего.
Принятием ответственности за то, что происходит с человеком на себя. Не перекладывать вину на других людей или обстоятельства, не застревать в жалости к себе.
Пониманием того, что это переход на новый этап, который требует переосмысления прошлого опыта.
Готовностью совершать внутренние и внешние изменения, искать ответы на новые вопросы.
Рассмотрим подробнее 2 кризиса, с которыми встречается человек в период с 30 до 50 лет.
Кризис 30 лет
На его возникновение влияют стереотипы, сложившиеся в обществе.
Мужчина к 30-33 годам должен состоятся профессионально, обрести устойчивое материальное положение и, желательно, статус.
Женщина должна выйти замуж и родить хотя бы одного ребенка.
При приближении этого периода человеку свойственно сравнивать себя с окружающими и оценивать свою состоятельность и успех на основании этого сравнения. В результате он сталкивается с тревогой, что жизнь конечна, а время уходит и он может что-то не успеть.
Усилить переживания могут старшие родственники, сравнивая успехи молодых мужчины или женщины с успехами их братьев и сестер, одноклассников или своими собственными успехами в их возрасте. Разумеется, не в пользу объекта сравнения.
Человек задает себе вопросы:
Чего я достиг? И то ли это, что я хочу?
Какие у меня есть возможности и перспективы? Чего мне еще ждать от жизни?
Кто я по сравнению с другими?
Попытки сбежать из кризиса: делать вид, что ты все еще молодой человек. Развлечения, частая смена партнеров, неготовность к семейной жизни и к построению карьеры, синдром вечного студента, совместная жизнь с родителями.
Если семейная и профессиональная жизнь налажена, человек может тяготиться рутиной и однообразием. Подсознательно он может вопрошать: "И это все? Теперь так и будет?" Может появиться страх физического старения, боязнь будущего, страх не найти партнера, тревога, что жизнь "проходит мимо".
Успешное прохождение этого кризиса дает понимание о ценностях человека, условиях для его личного счастья, а не того счастья, которое диктует социум. Человек осознает и принимает свои ограничения и корректирует свои цели в сторону более реалистичных и индивидуальных (в противовес тем целям, которые опять же, диктует культура). Это время, когда он "отдает долг" родительским установкам и ожиданиям, а также своим ранним детским решениям о том, какой будет его жизнь, когда он вырастет. И может свободно выбирать ту дорогу, которой действительно хочет идти.
Кризис середины жизни
После 40 лет человек сталкивается с культом молодости, который пропагандирует культура. Ему кажется, что возможностей что-то изменить в своей жизни становится с каждым годом все меньше. Он цепляется за то, что уже наработано, то, что помогало выживать раньше, даже если это перестало быть актуальным. Очень страшно что-то менять.
Появляются возрастные ограничения для поведения, одежды, макияжа. То, что можно позволить себе в 20, уже непозволительно в 45.
Происходит развенчание иллюзии, что материальный достаток автоматически приносит счастье.
Социальные роли (семейные и профессиональные) освоены и встает вопрос: "А кто я за рамками этих ролей? Что из себя представляю я сам?"
Возможен кризис семейных отношений. Дети подрастают, и уход за ними отходит на второй план. Родители могут обнаружить, что кроме детей у них нет ничего общего, что они стали чужими людьми.
Человек чувствует снижение интереса ко всему происходящему. Ему становится сложнее радоваться, настоящее кажется скучным по сравнению с прошлым, а будущее представляется в весьма унылых красках: "ничего хорошего уже не будет". Возникает иллюзия близости старости и смерти.
На фоне взросления детей остро переживается желание быть нужным как в семейной, так и в профессиональной сфере.
Главные вопросы этого кризиса:
Чего я достиг? Что я еще могу?
Зачем я живу? Что я оставлю после себя?
Правильно ли я живу? Что еще можно и нужно изменить?
Попытки сбежать из кризиса: обвинение в своем неблагополучии внешних причин. Во всем виновата жена/муж, правительство, начальник, кризис в стране и т.д. Что приводит к желанию сменить неподходящее окружение, в надежде, что это изменит ситуацию.
Могут появиться психосоматические болезни, которые позволяют получить от окружающих необходимое внимание.
Возможен уход в религию, который продиктован не духовными потребностями, а желанием решить накопившиеся проблемы и получить поддержку.
Успешное прохождение кризиса учит радоваться тому, что есть, не придавать определяющее значение деньгам или их отсутствию, уметь ценить то хорошее, что было в жизни. Человек формулирует для себя жизненную философию, которая позволяет ему чувствовать себя счастливым. Он находит деятельность (в профессии или в хобби), которая дает ему ощущение собственного вклада в будущее, в развитие жизни, в молодое поколение. Возможность "оставить свой след" через мастерство и наставничество. Человек, прошедший кризис середины жизни с оптимизмом смотрит в будущее.
Позитивный выход из кризиса - становление мудрости и творчества, а негативный - отчаяние, апатия и злость на внешние обстоятельства.
Знание о кризисах взрослой жизни позволяет воспользоваться уже наработанным опытом и не повторять чужих ошибок.
Не убегать от надвигающихся изменений, а "посмотреть им в лицо" и взять лучшее из того, что они с собой несут. Понимание закономерностей развития позволит вовремя распознать симптомы преобразований и пойти по оптимистичному пути. Попросить помощи и поддержки там, где это необходимо, не оставаться один на один с трудностями, думая, что это исключительно личное переживание, которое не знакомо другим людям.
Все это позволит с успехом пройти кризис и в любом возрасте чувствовать удовлетворение от жизни.
留言